РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ ЕФСР РД/21/1 «Эволюция инструментов и подходов в рамках расширенной Глобальной сети финансовой безопасности в ответ на кризис COVID-19»

11 октября 2021

ЕФСР продолжает серию рабочих документов о функционировании Глобальной сети финансовой безопасности (ГСФБ). Авторы доклада проанализировали реакцию элементов ГСФБ на кризис, вызванный пандемией COVID‑19, в масштабе мировой экономики и на уровне региона операций ЕФСР.

В представленном аналитическом документе авторы помимо стандартных элементов ГСФБ в евразийском регионе – международных резервов, своп-соглашений, ЕФСР и МВФ – учтены дополнительно такие источники антикризисного финансирования как бюджетная поддержка многосторонних банков развития и двусторонняя финансовая помощь в целях макростабилизации. На международном уровне МВФ реализовал комплексную программу действий, подтвердив свое место в центре Глобальной сети финансовой безопасности. Региональные финансовые механизмы (РФМ) обеспечили финансовую поддержку и внесли в свой инструментарий и внутренние процедуры изменения, необходимые для оперативного оказания помощи своим участникам. Из действующих РФМ финансовую помощь своим государствам-участникам одобрили Арабский валютный фонд на сумму около 2 млрд долл. и ЕФСР – в объеме 650 млн долл. Кроме того, Европейский стабилизационный механизм увеличил лимиты потенциальной кредитной поддержки, что помогло укрепить доверие и позволило стабилизировать финансовые рынки и снизить риски для финансовой стабильности в Еврозоне. Многосторонние банки развития (МБР) активизировали свою деятельность на ранних этапах пандемии и предоставили своим государствам-участникам значительный объем экстренного финансирования.

В евразийском регионе, государства-получатели средств ЕФСР воспользовались всеми элементами ГСФБ в борьбе с пандемией, за исключением своп-соглашений. Общая сумма средств, полученных из всех источников в 2020 году, составляет, как минимум, 2,6 млрд долл., из которых 650 млн долл. было одобрено со стороны ЕФСР или 25% от всего финансирования. При этом состав финансовых ресурсов отличалась по странам. Армения получила финансирование от МВФ. Кыргызская Республика получала двустороннюю межгосударственную финансовую помощь в основном от России, МВФ и МБР. МВФ, ЕФСР и МБР были тремя важнейшими источниками стабилизационной поддержки для Таджикистана. В случае Беларуси стабилизационное финансирование поступало из России (в рамках программы двусторонней помощи) и от ЕФСР.

С институциональной точки зрения МВФ и ЕФСР играют роль ведущих источников стабилизационного финансирования в евразийском регионе. В то же время следует отметить, что, помимо ЕФСР и МВФ как элементов ГСФБ, страны активно использовали антикризисное финансирование, предоставленное МБР, и получили значительные средства в рамках программ двусторонней поддержки от Российской Федерации. 

Авторы сформулировали четыре характеристики ГСФБ на основе анализа ее реагирования на пандемию: МВФ оперативно отреагировал на чрезвычайную ситуацию, тем самым подтвердив свой статус центрального элемента Глобальной сети финансовой безопасности; Сотрудничество по линии МВФ–РФМ не прекращалось и помогло создать синергетический эффект в процессе оказания помощи государствам-участникам; Финансовые ресурсы РФМ были задействованы лишь отчасти, но они использовали превентивные механизмы, мониторинг и программы технической помощи; Значительный объем предоставляемой МБР бюджетной поддержки и двустороннего стабилизационного финансирования продемонстрировали их высокую значимость, особенно для стран с развивающейся экономикой.

С появлением новых характеристик функционирования ГСФБ возникли и новые вызовы. Во-первых, ожидается, что по мере восстановления мировой экономики элементы ГСФБ постепенно перейдут к поддержке программ структурной трансформации. Эти программы призваны обеспечить нормальное функционирование национальных экономик после завершения пандемии путем удовлетворения масштабных потребностей в финансировании и сокращения уровня долговой уязвимости. Во-вторых, после окончания пандемии многим странам придется иметь дело с огромным государственным и частным долгом. В-третьих, включение многосторонних банков развития в ГСФБ дает ряд преимуществ и одновременно порождает ряд новых вызовов.

Наверх

2021