Винокуров Е., Левенков А. (2021) Глобальная сеть финансовой безопасности: эволюция антикризисной функции в мировой финансовой архитектуре. Вопросы экономики, 5, с. 26–42.

20 мая 2021

Опубликована научная статья Главного экономиста ЕАБР и ЕФСР Евгения Винокурова и экономиста Группы главного экономиста ЕФСР Артема Левенкова в журнале «Вопросы экономики».

Кризис COVID-19 активизировал в мировом сообществе дискуссию об управлении рисками в мировой финансово-экономической системе - глобальном риск-менеджменте. На повестку дня снова встали вопросы о достаточности ресурсов для антикризисного финансирования, эффективности функционирования институтов, выполняющих антикризисную функцию, и эволюции подходов к обеспечению макроэкономической стабильности.

Антикризисную функцию в мировой финансовой архитектуре выполняют институты Глобальной сети финансовой безопасности (ГСФБ). К ним принято относить четыре основных элемента: собственные резервы стран; двусторонние своп-соглашения между центральными банками стран; региональные финансовые механизмы (РФМ) и МВФ (подробнее о ГСФБ и ее элементах). Учитывая масштабы кризиса наиболее эффективным способом поддержки мировой экономики является всеобъемлющая реакция институтов на всех уровнях ГСФБ.

За время, прошедшее с Глобального финансового кризиса, ГСФБ значительно выросла как в размере доступных средств, так и за счет расширения своей региональной составляющей. Несмотря на то, что у стран имеется достаточно широкий выбор источников антикризисного финансирования, их распределение и доступность по-прежнему неравномерны, при этом многие страны имеют доступ только к относительно небольшой части ресурсов ГСФБ.

Для решения проблемных вопросов функционирования ГСФБ – а именно ее фрагментарности и недостаточности имеющихся ресурсов для развивающихся экономик - авторы статьи предложили концепцию «расширенной ГСФБ» - новая трактовка глобальной сети финансовой безопасности, дополняющая ее бюджетной поддержкой со стороны многосторонних банков развития (МБР) и предоставляемой на двусторонней основе межгосударственной финансовой поддержкой (рисунок).

Рисунок. Соотношение 4 уровней и 6 элементов расширенной ГСФБ.

r1.PNG

Примечание: АБР – Азиатский банк развития, МАБР – Межамериканский банк развития, АфрБ – Африканский банк развития, ВБ – Всемирный банк, МРА – международные резервные активы.

Феномен расширенной ГСФБ уже проявляется во многих регионах мира в деятельности крупнейших международных банков развития и на уровне макроэкономического стабилизационного финансирования отдельными странами-донорами, в том числе в ходе кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Хотя многосторонние банки развития в юридическом смысле являются институтами развития, а не стабилизационными механизмами, де-факто они выполняют такую роль во все больших объемах. Антикризисную функцию выполняют крупнейшие многосторонние банки, способные предоставлять масштабное финансирование на льготных условиях, а также имеющие в своем арсенале соответствующий инструментарий.

Значительные объемы (как в абсолютных, так и в относительных значениях) двустороннего стабилизационного финансирования демонстрируют его высокую важность прежде всего для развивающихся экономик. Исключительно важным донором в течение 2010-х годов стал Китай. Россия играет важнейшую роль в качестве регионального донора на евразийском пространстве (подробнее об источниках стабилизационного финансирования в Евразии).

Прикладные выводы

  • Скорость реакции и объемы выделяемых средств в ходе борьбы с кризисом, вызванных пандемией COVID-19, подтвердили высокую значимость новых элементов ГСФБ и подчеркнули глобальный характер расширительной трактовки ГСФБ.
  • Расширенная трактовка ГСФБ позволит лучше учитывать и оценивать объем средств, доступных для реагирования на кризис, их конкретные сроки и условия, тем самым потенциально усиливая координацию мер и политик со стороны институтов.
  • Координация между МВФ, региональными финансовыми механизмами, многосторонними банками развития и суверенными кредиторами может снизить вероятность недобросовестного поведения (facility shopping). Следовательно, эффективность антикризисной функции в рамках глобальной финансовой архитектуры возрастет.
  • Целесообразна большая транспарентность в предоставлении антикризисной двусторонней поддержки, особенно со стороны стран с развивающейся

Сформулированные в статье выводы могут быть полезны для государственных органов, задействованных в ГСФБ финансовых институтов, а также для работы G-20 по треку «Международные финансы».

См. также:

Vinokurov E., Levenkov A. (2021) The Enlarged Global Financial Safety Net. Global Policy, 12 (1). doi.org/10.1111/1758-5899.12906

Рабочий документ ЕФСР РД/19/1 «Евразийский фонд стабилизации и развития: региональный финансовый механизм и его место в Глобальной сети финансовой безопасности»

Рабочий документ ЕФСР РД/20/2 «Глобальная сеть финансовой безопасности в Евразии: доступность источников стабилизационного финансирования в Армении, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане»


Наверх

2021